В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" доменное имя – это обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет". Доменное имя представляет собой знаковое обозначение адресации запросов в сети Интернет, зарегистрированное в установленном порядке.
Индивидуализация субъектов в сети Интернет осуществляется с помощью доменного имени, позволяющего пользователям сети Интернет попасть на сайт компании в сети Интернет.
ВНИМАНИЕ! В настоящее время порядок предоставления и использования доменных имен в Российской Федерации не урегулирован законодательно.
Регистрация доменных имен осуществляется через систему аккредитованных регистраторов путем подачи заявления, в котором организация сообщает сведения о себе. Выбор доменного имени осуществляется в автоматическом режиме с помощью компьютерной программы.
Следует отметить, что регистрация и использование доменных имен, совпадающих или сходных до степени смешения с зарегистрированными фирменными наименованиями и товарными знаками других субъектов, запрещены.
Срок регистрации доменного имени составляет один год, по истечении этого срока она может быть продлена неограниченное число раз.
Лицо, на которое зарегистрировано доменное имя, называется администратором домена.
ВНИМАНИЕ! На законодательном уровне не предусмотрено никаких специальных способов защиты права на доменное имя, поэтому субъект, полагающий, что его права нарушены, вправе воспользоваться универсальными способами защиты, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, например, путем признания права на доменное имя и/или обязании прекратить использование доменного имени со стороны ответчика.
Анализ практики рассмотрения доменных споров, проведенный президиумом Суда по интеллектуальным правам (Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 28 марта 2014 г. N СП-21/4 "Об утверждении справки по вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров") показывает, что споры возникают: а) между владельцами зарегистрированных товарных знаков в отношении неоднородных товаров по поводу использования доменного имени, в таком случае лицо, зарегистрировавшее доменное имя раньше, имеет приоритет, кроме случаев недобросовестного использования доменного имени в отношении товаров другой группы (п. 1.3); б) по поводу определения лица, отвечающего за нарушения прав на товарный знак, к каковым суд относит администратора доменного имени (п. 1.2); в) по поводу злоупотреблений правом в отношении доменного имени (п. 2). Вместе с тем надлежащей системы защиты прав на доменное имя пока не создано.