Договорные отношения, возникающие в области перевозки груза, регулируются множеством нормативно-правовых актов различной юридической силы, основными из которых являются: Гражданский кодекс Российской Федерации (содержит в себе общие положения о перевозках грузов) и транспортные уставы и кодексы (раскрывают специфику перевозки грузов тем или иным видом транспорта). На уровне министерств и ведомств существует множество положений, приказов и т.п., которые также направлены на правовое урегулирование процесса перевозки груза.
Нормы об ответственности перевозчика во многом имеют формальный характер: п. 2 ст. 794 ГК РФ устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к перевозке). К их числу относятся: непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта случаи).
Приведенные основания освобождения от ответственности должны распространяться не только на перевозчика или отправителя и не только на случаи неподачи транспортных средств и их неиспользование, но и на неисполнение иных обязанностей.
Представляется, что грузополучатель также должен быть освобожден от ответственности при таких обстоятельствах за неисполнение своих обязательств.