За непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству возможно привлечение к административной ответственности по ст. 12.17 КоАП РФ.
Статья 12.17 КоАП РФ регламентирует ответственность за непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.
При этом, маршрутным транспортным средством признается транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок (п. 1.2 Правил дорожного движения).
В соответствии с классификацией транспортных средств по категориям, установленной Правилами ЕЭК ООН и Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", перечисленные в п. 1.2 Правил дорожного движения виды транспортных средств, условно охватываемые понятием "маршрутное транспортное средство", относятся к категориям М2 и М3.
Категория М2 включает транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
К категории М3 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.
Таким образом, с точки зрения действующего регулирования все маршрутные автобусы независимо от их технических характеристик, габаритных размеров, длины базы и т.п. относятся к транспортным средствам категорий М2 и М3.
Вместе с тем отсутствие в п. 1.2 Правил дорожного движения упоминания о категориях транспортных средств, охватываемых понятием "маршрутное транспортное средство", оставляет открытым вопрос о том, относятся ли к автобусам, используемым для перевозки пассажиров и багажа по регулярным маршрутам перевозок, так называемые маршрутные такси.
Приоритет маршрутных транспортных средств, в том числе трамваев и троллейбусов, определен разд. 18 Правил дорожного движения. Так, п. 18.1 Правил дополняет установленное в п. п. 13.6, 13.9 и 13.11 преимущественное право движения трамваев на перекрестках, отдавая приоритет трамваю, и на перегонах при пересечении трамвайных путей с проезжей частью, за исключением случаев выезда из депо.
Кроме того, согласно п. 18.3 Правил в населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Однако в случаях, когда водители автобусов останавливаются вне обозначенных остановочных пунктов для посадки или высадки пассажиров (по их требованию или просьбе), п. 18.3 Правил не действует и привилегиями автобус уже не пользуется, а начинает движение на общих основаниях в соответствии с требованиями п. 8.1 Правил.
Несоблюдение водителем требований п. 18.2 Правил дорожного движения, выразившееся в выезде на полосу попутного направления, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств, обозначенную дорожным знаком 5.14 "Полоса для движения маршрутных транспортных средств" и разметкой 1.23.1, а также движение и остановка на этой полосе подлежат квалификации по ч. 1.1 статьи 12.17 КоАП РФ, а в случае совершения указанного правонарушения в Москве или Санкт-Петербурге - по ч. 1.2 этой статьи.
Квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.2 рассматриваемой статьи, является место совершения указанного в нем деяния - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
Протоколы о комментируемых правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных анализируемой статьей, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а по ч. ч. 1 - 1.2 данной статьи - также сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3 КоАП РФ).
Днем совершения указанных правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.
Место совершения рассматриваемых правонарушений определяется местом их обнаружения уполномоченным должностным лицом. Например, в случае выявления административного правонарушения с использованием специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи, местом совершения данного правонарушения будет считаться место установки соответствующего средства фото- или видеофиксации.