Исходя из текста Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе), практически любое нарушение законодательства о рекламе может повлечь признание рекламы ненадлежащей и соответствующие меры ответственности.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Внимание! Ненадлежащей рекламой могут нарушаться нормы не только рекламного законодательства, но и других отраслей (например, защита прав потребителей).
И все же несмотря на вышеуказанное определение, в каком случае реклама признается ненадлежащей, можно вывести только из анализа решений и предписаний контролирующего органа, а также решений судов.
Исходя из положений ст. 5 Закона о рекламе ненадлежащая реклама может быть недобросовестной, недостоверной, недопустимой.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, том числе, путем возмещения убытков. В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать совершение ответчиком противоправных действий (вину), наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер убытков. Если истцом не будут представлены доказательства, позволяющие установить наличие в совокупности всех условий, предусмотренных ст. 15 ГК РФ, в частности, не будет доказан размер ущерба и причинная связь между ущербом и противоправным действием ответчика, суд в удовлетворении исковых требований откажет.
Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 38 Закона о рекламе лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками:
Хотелось бы обратить внимание на контррекламу, которая сама по себе несет функцию восстановления нарушенных интересов граждан и юридических лиц ненадлежащей рекламой. Заявителю необходимо иметь доказательства недостоверности распространенных сведений, чтобы требовать в судебном порядке их публичного опровержения. В этой связи обращению в суд с иском о публичном опровержении недостоверной рекламы должно предшествовать установление факта недостоверности рекламных сведений и признания рекламы нарушающей требования Федерального закона "О рекламе". Противоправность недостоверной рекламы может быть установлена судом или антимонопольным органом. Соответственно вступившее в силу решение антимонопольного органа, которым реклама признана ненадлежащей, нарушающей требования Федерального закона "О рекламе", может быть представлено в суд в качестве доказательства совершения противоправного нарушения при рассмотрении дел о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы).
Для справки: контрреклама осуществляется за счет рекламодателя.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 4 ст. 38 Закона о рекламе).
Административная ответственность за ненадлежащую рекламу предусмотрена ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях. К ней может быть привлечен рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель. В ч. 6, 7 и 8 ст. 38 Закона о рекламе указаны конкретные нормы и кто из указанных субъектов несет ответственность по каждой.
Административный штраф для гграждан составляет от 2000 до 2500 рублей, для должностных лиц - от 4000 до 20000 рублей; для юридических лиц - от 100000 до 500000 рублей (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).
Внимание! Исходя из судебной практики, для привлечения к ответственности по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях достаточно одного факта (случая) распространения рекламы, которая признана ненадлежащей.