В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации (пункт 2 указанной статьи). Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица (это следует из пункта 11 указанной статьи).
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" (далее по тексту – Постановление №3) деловая репутация юридических лиц является одним из условий их успешной деятельности. Деловая репутация - это приобретаемая в процессе профессиональной или предпринимательской деятельности общественная оценка, общее или широко распространенное мнение о деловых качествах, достоинствах человека или юридического лица. Деловая репутация организации зависит от эффективности ее предпринимательской или иной основной деятельности, места нахождения, продолжительности существования, известных ей каналов выгодных закупок и сбыта, разумности и добросовестности в отношениях с контрагентами, стабильности этих отношений и других характеристик. Хорошая деловая репутация юридических лиц является одним из важных условий их успешной соответственно профессиональной или предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 152 ГК РФ юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию.
Суд выносит решение об удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации в случае установления совокупности трех условий: 1. сведения должны носить порочащий характер; 2. если эти сведения распространены; 3. если распространенная информация не соответствует действительности.
Отсутствие хотя бы одного обстоятельства из обязательной совокупности условий для удовлетворения иска (сведения должны носить порочащий характер, они должны быть распространены и не соответствовать действительности) является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденный Президиумом ВС РФ 16.03.2016).
Соответственно, заявитель должен доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, и порочащий и/или недостоверный характер этих сведений (пункт 7 Постановления №3). Со своей стороны ответчик должен доказать, что распространенные им сведения соответствуют действительности.
Факт распространения сведений может быть подтвержден любыми доказательствами, которые в рамках процессуального законодательства отвечают требованиям относимости и допустимости. Например, если порочащие сведения транслировались по телевидению, помимо записей, находящихся в распоряжении телеканала, в качестве доказательств могут использоваться видеозаписи, сделанные во время трансляции соответствующей телепередачи, сообщения телерадиовещательной компании о выходе передачи, показания свидетелей и др. (см. Постановление Пятого Арбитражного Апелляционного суда от 11.03.2016 N 05АП-993/2016); в случае если порочащая информация размещена в сети Интернет, в качестве допустимых доказательств могут использоваться удостоверенные в нотариальном порядке интернет-страницы. Если информация размещена на бумажном носителе (в газете, журнале) доказательством факта размещения спорной информации будет являться экземпляр такого носителя, предъявленный суду.
Помимо установления факта распространения информации, необходимым также является признание ее порочащей и/или недостоверной. При этом сведения являются не соответствующими действительности, если содержат утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения, за исключением случаев, когда они содержатся в официальных документах (судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия, приказах и т.д.), для обжалования которых установлен иной порядок. К порочащим относятся сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь, достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица. В качестве доказательства порочности/недостоверности информации может служить экспертиза (например, лингвистическая). А при рассмотрении споров в области науки, техники, искусства, ремесла проведение экспертизы является обязательным. В качестве свидетеля к делу может быть также привлечен эксперт. Суду могут быть предъявлены и иные доказательства.
Таким образом, истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений. В свою очередь, обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике (в силу п. 1 ст. 152 ГК РФ).
В отличие от гражданина, в том числе зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, юридическое лицо, деловая репутация которого пострадала от распространения о нем не соответствующих действительности порочащих (п. 1 - 5, 8 и 9) или любых других (п. 10 ст. 152 ГК РФ) сведений, не вправе обращаться в суд с требованием о компенсации морального вреда (поскольку юридическое лицо как неодушевленное лицо не может испытывать страдания). Лишь иные виды требований, предусмотренных ст. 152 ГК РФ, могут быть заявлены в целях защиты деловой репутации юридического лица, например, требование о взыскании убытков (пункт 18 Постановления №3). Данный вывод основан также на положении ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В случае, когда вместе с требованием о защите чести и достоинства гражданина либо деловой репутации гражданина или юридического лица заявлено требование о возмещении убытков, причиненных распространением порочащих сведений, суд разрешает это требование в соответствии со статьей 15 и пунктами 5, 7 статьи 152 ГК РФ.
Следует отметить, что согласно пункту 17 Постановления №3 при удовлетворении иска суд в резолютивной части решения обязан указать способ опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений и при необходимости изложить текст такого опровержения, где должно быть указано, какие именно сведения являются не соответствующими действительности порочащими сведениями, когда и как они были распространены, а также определить срок (применительно к установленному статьей 44 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"), в течение которого оно должно последовать. Опровержение, распространяемое в средстве массовой информации в соответствии со статьей 152 ГК РФ, может быть облечено в форму сообщения о принятом по данному делу судебном решении, включая публикацию текста судебного решения.
Внимание: Срока исковой давности дела о защите чести, достоинства и деловой репутации не имеют. Однако, если предметом спора является признание информации, размещенной в СМИ, не соответствующей действительности, он составляет один год со дня опубликовании сведений в соответствующем СМИ.